15 мая 2022 года исполнилось 87 лет с момента открытия Московского метрополитена. Однако, мало кто знает, что именно Балаклавское рудоуправление имеет прямое отношение к его строительству.
В 1922 году наметился подъем экономики новой — советской страны. Возросшая транспортная нагрузка заставила власти Москвы вернуться к идее строительства метрополитена. Комиссия Политбюро на заседании 14 мая 1931 года постановила — по инициативе входившего в её состав И. В. Сталина — внести в план мероприятий следующий пункт: «Поручить Моссовету и МК образовать комиссию для рассмотрения всех существующих проектов различных средств сообщения и разработать проект метрополитена. Срок: 3 месяца».
В августе 1931 года Политбюро утвердило в должности начальника строительства московского метро П. П. Роттерта — руководителя строительством Днепрогэса. В ноябре был представлен проект строительства первой линии московского метрополитена. А уже в декабре во дворе дома № 13а по Русаковской улице около Сокольников первые лопаты семи рабочих Метростроя вгрызлись в землю — началось строительство Московского Метро.
Сегодня московский метрополитен – это не только подземная транспортная система, которая ежедневно перевозит миллионы людей, но и своеобразный музей камня. В оформлении станций московского метро использовано более десяти наименований камней и минералов из более чем ста месторождений. Основные из них: мрамор, известняк, гранит, травертин, габбро, гнейс и др. Эти материалы использовались при строительстве метро вплоть до 1970 годов. Одного только мрамора использовано около 20 видов, среди них — продукция Балаклавского рудоуправления.
Историки метростроя так описывают ситуацию: «Крымские горы дали метрополитену желтовато-коричневые и желто-розовые мраморизованные известняки месторождений Биюк-Янкой, Кадыковка и Чоргунь. В них нежно и гармонично сочетаются желтые, коричневые и розоватые тона, сменяющиеся светлыми раковинами моллюсков и кораллов.». Светло-желтый кадыковский мраморизованный известняк Балаклавского рудоуправления украсил колонны станций «Парк культуры», «Библиотека имени Ленина», «Комсомольская» и др.